Выставочный проект «Замыслы, достойные революционной эпохи» переносит посетителя в праздничные майские дни 1918 года и посвящен одному из незаурядных событий в истории культуры – 100-летию со времени открытия Сибирской народной художественной академии. В нем участвуют редко экспонируемые произведения из собрания Томского художественного музея, нескольких частных коллекций, материалы отделов изобразительных, письменных и документальных источников Томского краеведческого музея.
Экспозицию открывают работы, история которых связана с картинной галереей. Она была создана при Академии и открылась одновременно с ней первого мая. Этикетажем красного цвета выделены картины, названия которых сохранили архивные документы – «Крючники» Л. Базановой , «Корона Катуни» Г. Гуркина, «Иоанн Грозный. Этюд головы» С. Прохорова, «Дама в качалке» К. Зеленевского и, возможно, «Мать» В. Зырянова.
В данную экспозицию включены также картины художников Н. Ткаченко, К. Зеленевского, М. Полякова и их современников, произведения медного литья, переданные И. Панкрышевым, владельцем иконописной мастерской, названия которых не сохранились.
Этот раздел дополняют многочисленные виды интерьеров занятого галереей особняка И. Смирнова. В витринах представлены архивные и другие материалы, посвященные инициаторам и организаторам Академии – П. Шерлаимову, руководителю скульптурного отделения и его коллегам, В. Каменеву, заведующему картинной галереей, И. Ильину, секретарю, сохранившему архив Академии. Большинство из них выставляются впервые.
В самостоятельную группу выделены работы разных лет студентов Академии. Их предваряет список из 38 человек, принятых по конкурсу. Сведения о многих из них не сохранились, о некоторых дошли фрагментарно. В экспозицию включены произведения Г. Лаврова и Я. Николаева, впоследствии Заслуженных художников, В. Ложкина, В. Солодовникова, И. Скубневского и других.
Вторая памятная дата – 130-летие со дня рождения К. Зеленевского, одного из организаторов Академии, председателя ее Временного совета, руководителя живописного отделения. Его работы – 6 живописных и 19 графических – дают представление о раннем периоде творчества будущего представителя знаменитой Парижской школы и занимают видное место в экспозиции.
Открытие Академии «при первых большевиках» осталось ярким примером масштабности замыслов первых революционных лет. Дерзкое стремление создать новую художественно преобразованную среду и совершить «революцию в сознании» было реализовано в условиях, когда представители творческих профессий осознали себя свободной творческой силой, лабораторией новых идей и проектов, утопических по сути, как показала история. Сибирская художественная академия была закрыта после переворота в ряду других учреждений, созданных советской властью. Опыт реконструкции ее краткой истории приближает к пониманию сложной картины одного из самых противоречивых периодов в духовной жизни России.