Не текстовое описание и не картина художника, а фотография, вопреки всем трюкачествам «фотошопа», является сегодня «царицей доказательств». В особенности – фотография научная, техническая, лишенная задач художественного облагораживания действительности. Именно такая фотография представляется ключевым аргументом в пользу того, что изображенный на ней феномен объективно есть или был в окружающей действительности.
Представляется, что подобный же механизм культурологической игры между фотодокументом и искусством использует Василий Слонов в серии рентгенографических картинок «Друзья детства». Слонов справедливо полагает, что даже самое молодое пост-советское поколения зрителей имеет некое суммарное представление о классической литературе. Оно, это знание, позволяют зрителю как-то атрибутировать рентгеновские снимки. Опознание похоже на разгадывание кроссворда. Оно сопровождается сомнениями, ошибками, выдвижением гипотез, затем радостными криками – «Точно он, ура! Догадался! Вычислил!». После этой мыслительной операции рентгеновский снимок сразу обретает в глазах зрителя статус документа. «Ты уже Вещего Олега видел?». «Нет еще, я Гамлета разглядывал».
Слонов не готов мириться с полным отмиранием классического багажа и хоть как-то стремится спасти и оживить нашу культурную память. Намерения художника понятны, но они, на первый взгляд, совершенно не логичны. Зачем, спрашивается, сибирский авангардист-радикал берет на себя роль охранителя культурной преемственности? А авангардисту ничего и не остается, как стать культуртрегером во имя уже не изменения человечества – эта задача / для авангарда / оказалась невыполнимой – а хотя бы ради спасения собственной любви к искусству.
Из текста Андрея Ерофеева «Царица доказательств»
12+